Фиктивное банкротство – понятие и наказание
Правовые последствия фиктивного банкротства
Банкротство коммерческой компании
Финансовая несостоятельность коммерческой организации в отношении принятых на себя обязательств или даже фиктивное банкротство – достаточно распространенная практика в современной российской экономической действительности. Нередко предприниматели, открывая собственное дело, неправильно оценивают перспективы спроса на товар или услугу, которую они собираются предлагать на рынке, или переоценивают собственные силы в отношении способности наладить эффективное производство и логистику. Все эти просчеты приводят к тому, что задолженности перед поставщиками, партнерами, клиентами и другими контрагентами умножаются.
В такой ситуации контрагент, перед которым у данной компании имеется непогашенная задолженность, вправе обратиться в судебный орган с целью защиты своих законных прав и интересов. Как правило, такое обращение осуществляется путем подачи искового заявления о взыскании суммы задолженности. Однако если неоплата имеющегося долга рассматриваемой компанией связана не с временными трудностями, а с недостаточностью собственных средств, зачастую даже при наличии судебного решения взыскать в пользу кредитора необходимую сумму денежных средств может быть достаточно сложно.
В этом случае речь может зайти об инициации процедуры банкротства в отношении коммерческой компании, которая может быть начата по заявлению кредитора, самого должника или специализированных органов. При этом следует принимать во внимание положения статьи 3 Федерального закона № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года “О несостоятельности (банкротстве)”, которая устанавливает, что предприятие может быть признано банкротом не ранее, чем по истечении 3 месяцев с того момента, когда рассматриваемая компания должна была погасить имеющиеся долги.
Предполагается, что при подаче такого заявления истец должен предоставить арбитражному суду все необходимые документы, подтверждающие соблюдение условия, зафиксированного в упомянутом разделе данного нормативно-правового акта. Например, в качестве такого документа может выступить договор между кредитором и компанией-должником, в котором фигурирует сумма, представляющая собой непогашенное денежное обязательство, и срок ее уплаты. Таким образом арбитражный суд сможет установить факт наличия задолженности и просрочки по ее погашению, на основании чего им будет вынесено решение об инициации процедуры банкротства.
Такое решение влечет за собой целый ряд правовых последствий, касающихся как самой компании, то есть ее руководителей и сотрудников, так и третьих лиц, включая кредиторов, партнеров, привлеченных специалистов, задействованных в реализации процедуры банкротства, и других. При этом состав таких заинтересованных лиц и другие особенности реализации процедуры банкротства будут во многом зависеть от того, какой инструмент для защиты законных прав и интересов кредиторов будет выбран арбитражным судом в конкретном случае. Так, действующее законодательство предусматривает применение одного из таких инструментов, в число которых входят наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и конкурсное производство. Кроме того, если должнику и его кредиторам удалось достигнуть договоренности касательно условий, сроков и порядка погашения имеющейся задолженности, которая удовлетворяет все стороны, Федеральный закон № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года “О несостоятельности (банкротстве)” допускает заключение между ними мирового соглашения.
При этом введение в отношении предприятия-банкрота любой процедуры, призванной обеспечить защиту законных прав и интересов кредиторов, как правило, подразумевает назначение и утверждение арбитражным судом кандидатуры арбитражного управляющего, который будет ответственным за реализацию всех необходимых действий в рамках выбранного инструмента. Конкретный состав его функций во многом будет зависеть от того, какая именно мера выбрана в отношении компании-должника. Однако некоторые из таких функций являются обязательными к исполнению арбитражным управляющим вне зависимости от способа реализации процедуры банкротства в конкретном случае.
Выявление признаков фиктивного и преднамеренного банкротства
Одна из таких общих функций зафиксирована в пункте 2 статьи 20.3 Федерального закона № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года “О несостоятельности (банкротстве)”. Данный раздел указанного нормативно-правового акта устанавливает, что одной из важнейших обязанностей арбитражного управляющего является анализ сделок должника в отношении порученного ему дела с целью определить, имеется ли в деятельности предприятия наличие признаков фиктивного банкротства коммерческой компании.
При этом в случае, если управляющим будут выявлены такие или подобные признаки, временные правила проверки арбитражным управляющим требуют, чтобы он незамедлительно сообщил о сделанных им выводах, предполагающих наличие в деятельности руководителя предприятия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, целому ряду лиц и организаций, которые могут быть заинтересованы в получении такой информации. В частности, экземпляр заключения о преднамеренном банкротстве должны получить все участники процедуры банкротства, саморегулируемая организация арбитражных управляющих, в которой состоит такой специалист, общее собрание кредиторов, а также уполномоченные органы, которые обязаны осуществлять контроль за действиями, представляющими собой фиктивное и преднамеренное банкротство.
Фиктивная несостоятельность компании
Такое подчеркнутое значение деятельности арбитражного управляющего по выявлению признаков фиктивного и преднамеренного банкротства в деятельности арбитражного управляющего связано с тем, что данное правонарушение является весьма серьезным и влечет за собой применение к виновным лицам жестких санкций.
Собственно понятие признаков фиктивного банкротства фигурирует в статье 197 Уголовного кодекса Российской Федерации, зарегистрированного в своде законов нашей страны под номером 63-ФЗ от 13 июня 1996 года.
Указанный раздел данного нормативно-правового акта интерпретирует наличие признаков фиктивного и преднамеренного банкротства как сообщение о финансовой несостоятельности коммерческой компании в отношении принятых на себя обязательств, исходящее от ее руководителя или учредителя, которое было заведомо не соответствующим действительности. Аналогичный состав преступления в виде признаков фиктивного банкротства актуальное законодательство выделяет в соответствующих действиях физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем.
Отнесение законодательством такого сообщения к уголовным преступлениям связано с тем, что указанная информация может достаточно серьезно осложнить работу контрагентов, сотрудничавших с таким предприятием, и повлечь за собой нарушение их законных прав и интересов. Кроме того, необходимо понимать, что фиктивное банкротство фактически представляет собой способ уклонения от принятых на себя обязательств коммерческой компанией или индивидуальным предпринимателем. Поэтому действующее законодательство прямо запрещает распространение подобных сообщений, поскольку отсутствие такого запрета могло бы сильнейшим негативным образом сказаться на общем состоянии экономики и уровне доверия предпринимателей друг к другу в рамках осуществления своей текущей коммерческой деятельности.
Определение наказания за распространение сообщений, предполагающих фиктивное и преднамеренное банкротство
Вместе с тем, Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает, что серьезное наказание может быть применено к лицу, осуществившему фиктивное банкротство, только в случае причинения заинтересованным лицам его действиями ущерба в крупном размере. В свою очередь, критерии крупного размера такого ущерба приведены в пункте 2 статьи 169 того же нормативно-правового акта. Так, крупным ущербом, как вытекает из положений данной статьи, будет признан вред, который в материальном исчислении превышает 1,5 миллиона рублей. Если же ущерб от действий лица, осуществившего фиктивное банкротство, превысит 6 миллионов рублей, такой ущерб будет признан особо крупным со всеми вытекающими правовыми последствиями.
Таким образом, если ложное сообщение о финансовой несостоятельности коммерческого предприятия причинило хотя бы одному из его контрагентов ущерб в указанном размере, лицо, осуществившее фиктивное банкротство, будет подвергнуто санкциям, предусмотренным статьей 197 Уголовного кодекса Российской Федерации. Данный раздел указанного нормативно-правового акта предусматривает несколько вариантов наказания за такое преступление, выбор между которыми остается на усмотрение судебного органа, осуществляющего рассмотрение дела.
http://youtu.be/Gn7YEED722g
Виды санкций, которые могут быть применены к виновному лицу
Так, одним из таких вариантов является наложение денежного штрафа, который может быть определен в абсолютном (от 100 до 300 тысяч рублей) или в относительном выражении (соответственно величине дохода виновника за период от 1 до 2 лет). Другим вариантом наказания, которое может быть наложено на инициатора такого сообщения, являются принудительные работы, участвовать в которых его могут обязать на период, достигающий 5 лет. Третий вариант представляет собой лишение свободы, срок которого, в зависимости от тяжести причиненного попыткой фиктивного банкротства вреда, может составлять до 6 лет. При этом в случае, если это было умышленное деяние либо оно было отягчено другими обстоятельствами, судебный орган может вынести решение о применении к виновнику дополнительного наказания в виде наложения денежного штрафа, который в этом случае может достигать 80 тысяч рублей или величины денежных поступлений злоумышленника на период до 6 месяцев. Однако при наличии тех или иных смягчающих обстоятельств от наложения денежного штрафа судебный орган вправе отказаться.
http://youtu.be/iR5dtw-PEHw
Таким образом, фиктивное банкротство представляет собой достаточно серьезное деяние, влекущее за собой последствия в виде уголовного наказания. Поэтому руководителю или учредителю предприятия, столкнувшегося с временными финансовыми трудностями, стоит поискать другой способ решения возникших проблем.